Закон о временном убежище

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
“О беженцах”

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

ГАРАНТ:

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О временном убежище и получении статуса беженца

Ситуация:

Супружеская пара (граждане Украины) с несовершеннолетним ребенком (1,3 года) находятся на территории РФ. Покинули Украину вследствие военных действий. Имеют намерение просить статус беженцев. В настоящее время на регистрационном учете по месту временного пребывания не стоят. Миграционные карты имеются.

Поставленная задача:

Оказание содействия и представление интересов, в том числе путем подачи документов в ФМС через представителя, по почте.

Вопрос:

Добрый день! Мы семья из 3 человек экстренно выехали с Луганской обл. Из Украины в г. Воронеж. Жилья и родственников, желающих помочь у нас в Украине не осталось. Подскажите, пожалуйста, куда нам обращаться и что нужно для того чтобы оформить разрешение на работу мужу с последующим оформлением гражданства РФ и получить поддержку нашей семье, учитывая, что у нас младенец.

Очень надеемся на ответ, заранее спасибо!

Ответы:

Нормативное регулирование вопроса:

  • Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее «Закон о беженцах»);
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее «Закон № 115-ФЗ№);
  • Приказ Федеральной миграционной службы от 19.08.2013 № 352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории РФ» (далее – «Административный регламент»);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее «Закон о миграционном учете»);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Правовые основания текущего пребывания

В соответствии с положениями ст. 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации гражданина Украины не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. Для продления срока временного пребывания гражданину Украины необходимо обратиться в территориальное подразделение ФМС России по месту его нахождения с паспортом и миграционной картой. По распространенной информации подразделениям ФМС России дано указание беспрепятственно продлевать гражданам Украины сроки пребывания на период внутриукраинского кризиса. Продление осуществляется путем простановки соответствующих отметок в миграционной карте.

В соответствии с Законом о миграционном учете постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (ст. 7).

В настоящее время, учитывая сложившуюся ситуацию, ФМС оперативно вносятся и доводятся до территориальных подразделений различные уточнения, касающиеся процедур принятия и рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища.

Беженство и временное убежище

Беженцы:

В соответствии со ст. 3 Закона о беженцах признание лица беженцем предусматривает:

  1. обращение с ходатайством о признании беженцем (далее – «ходатайство»);
  2. предварительное рассмотрение ходатайства;
  3. принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее – «свидетельство») либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  4. выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  5. рассмотрение ходатайства по существу;
  6. принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  7. выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет.

Временное убежище

Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом ФМС по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

  1. имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;
  2. не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Законом о беженцах, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.

Основы этапы и процедуры получения статуса беженца

1. Подача ходатайства.

Гражданин Украины (в возрасте от 18 лет и старше), лично или через уполномоченного представителя вправе обратиться в письменной форме с ходатайством (на русском языке) о признании его беженцем (п. 1 ст. 4 Закона о беженцах). Сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей. Прием ходатайства о признании беженцем осуществляется в присутствии всех членов семьи заявителя, сведения о которых заносятся в ходатайство заявителя (п. 69 Административного регламента).

Данное обращение может быть подано:

  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
  • в орган пограничного контроля ФСБ в пункте пропуска через Государственную границу РФ при ее пересечении;
  • в органы пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы РФ;
  • в территориальный орган ФМС по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ (п. 1 ст. 4 Закона от 19.02.1993 N 4528-1).

Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем – в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства. Документы могут быть подготовлены и представлены представителем. Однако процедура сильно персонализирована. При подаче ходатайства о признании беженцем заполняются анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ (приложения № 4 и 5 к Административному регламенту).

Специальных уточнений в отношении заверения полномочий представителя, а также направления документов по почте в нормативных актах не содержится. Представляется, что это излишне, поскольку в день подачи ходатайства о признании беженцем в территориальный орган ФМС заявитель в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о беженцах проходит процедуру идентификации личности, которая включает в себя обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование, проводимые уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС (п. 73 Административного регламента).

2. Получение свидетельства о рассмотрении ходатайства/уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства.

Поданное ходатайство предварительно рассматривает:

  • дипломатическое представительство или консульское учреждение в течение месяца;
  • территориальный орган ФМС России – в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.

По результатам предварительного рассмотрения ходатайства орган ФМС принимает решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу. В случае принятия решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу орган ФМС в течение трех рабочих дней со дня принятия решения вручает или направляет заявителю уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения (п. 39 Административного регламента).

В случае принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу орган ФМС оформляет заявителю свидетельство установленной формы. При получении свидетельства заявитель передает свой национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность, на хранение в орган ФМС на период рассмотрения ходатайства по существу (п. 41 Административного регламента).

Читайте также:  Виза в Швейцарию по приглашению: нюансы оформления, документы

3. Финансовое и жилищное обеспечение.

Заявитель, получивший свидетельство, вправе подать заявление в орган ФМС на выплату единовременного денежного пособия и на выдачу направления в центр временного размещения для пребывания на период рассмотрения ходатайства по существу (п. 43, 44 Административного регламента).

4. Постановка на учет и медицинское освидетельствование.

Заявитель, получивший свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи:

должны быть поставлены на учет по месту пребывания на период рассмотрения ходатайства по существу;  проходят обязательное медицинское освидетельствование в объеме требований медицинского сертификата (п. 42 Административного регламента).

5. Получение решения о признании или об отказе в признании беженцем на территории РФ.

Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

  • федеральный орган ФМС, в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства;
  • федеральный орган ФМС, в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ, в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства.

Решение о признании беженцем на территории РФ, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории РФ направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС (п. 4, 10 ст. 7 Закона о беженцах).

6. Получение удостоверения беженца и проездного документа (в случае принятия решения о признании заявителя беженцем).

Заявителю, находящемуся на территории РФ, удостоверение беженца вручают лично. Заявителю, находящемуся вне пределов территории РФ, удостоверение беженца вручает после его прибытия на территорию РФ орган ФМС по месту постановки на учет (п. 55 Административного регламента). При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность заявителя, признанного беженцем, остаются на хранении в органе ФМС по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем (п. 56 Административного регламента).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства признается беженцем на срок до трех лет. Срок продлевается на каждый последующий год при наличии обстоятельств, послуживших основанием для признания гражданина беженцем (п. 70 Административного регламента). Для выезда за пределы РФ и въезда в РФ беженцам оформляется проездной документ беженца (п. 58 Административного регламента).

Резюме, рекомендации.

  1. Необходимо определиться с адресатом направления документов. По факту — это территориальный орган ФМС.
  2. Необходимо постановка на регистрационный учет.
  3. Документы, а именно ходатайство, могут быть подготовлены и представлены представителем. Требуется нотариальная доверенность.
  4. Подача ходатайства не отменяет необходимость личного присутствия для заполнения некоторых документов и прохождения процедур идентификации.

Читайте также другие материалы раздела: Консультация беженцам из Украины

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 февраля 1993 года №4528-1

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.07.1997 г. №95-ФЗ, 21.07.1998 г. №117-ФЗ, 07.08.2000 г. №122-ФЗ, 07.11.2000 г. №135-ФЗ, 30.07.2003 г. №86-ФЗ, 29.07.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 18.07.2006 г. №121-ФЗ, 30.12.2006 г. №266-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 28.12.2010 г. №417-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 01.03.2012 г. №18-ФЗ, 12.11.2012 г. №186-ФЗ, 30.12.2012 г. №322-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 22.12.2014 г. №446-ФЗ, 31.12.2017 г. №498-ФЗ, 27.12.2018 г. №528-ФЗ, 26.07.2019 г. №232-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территорию Российской Федерации на законном основании;

3) временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) место временного содержания – это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи вблизи пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, – это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации;

фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (далее – фонд жилья для временного поселения), – это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей.

Статья 2. Пределы действия настоящего Федерального закона

1. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на лицо:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 3. Признание лица беженцем

1. Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

2. Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далееходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее – свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

3. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, обратившееся с ходатайством на территории Российской Федерации, проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лица, обратившегося с ходатайством вне пределов территории Российской Федерации, проводится по месту выдачи удостоверения беженца.

4. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.

5. Признание беженцем лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

6. В случае, если у лица, признанного беженцем, рождается ребенок, правовое положение ребенка определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.2017 г. №498-ФЗ)

Статья 4. Обращение лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства

1. Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее – дипломатическое представительство или консульское учреждение);

2) в пограничный орган федеральной службы безопасности (далее – пограничный орган) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;

4528 — 1 ФЗ «О беженцах» с последними изменениями

Лица, которые в своей стране являются жертвами преследования по расовым, вероисповедальным, национальным, гражданским и социальным признакам и не могут воспользоваться защитой своей отчизны или не желают этого делать, имеют право запросить у другого государства временного убежища. В Российской Федерации порядок принятия подобных лиц и предоставления им соответствующего статуса беженца регулируется федеральным законом № 4528-1.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 4528-1 “О беженцах” был принят 19 февраля 1993 года. С момента вступления в силу он регулярно редактировался и дополнялся. Последние поправки законодательства были внесены 22 декабря 2014 года.

ФЗ-4528-1 устанавливает основания присвоения статуса беженца на территории Российской Федерации, регулирует их правовой статус, а также предоставляет им гарантии на экономическом, социальном и правовом уровнях, с целью защиты их прав и интересов в соответствии с конституционными требованиями.

Закон о статусе беженцев состоит из 19 статей, регулирующих следующие аспекты:

  • Ст. 1 приводит определения основных терминов, используемых в законодательном документе;
  • Ст. 2 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 3 предусматривает порядок предоставления лицу статуса беженца;
  • Ст. 4 описывает особенности направления ходатайства о признании лица беженцем, а также правила предварительного рассмотрения прошения;
  • Ст. 5 определяет перечень оснований при которых может быть отклонено рассмотрение ходатайства;
  • Ст. 6 устанавливает права и обязанности лица, которому было выдано свидетельство о рассмотрении его прошения о беженстве;
  • Ст. 7 предусматривает порядок рассмотрения по существу прошения о присвоении статуса эмигранта;
  • Ст. 8 определяет права и обязанности лиц, которые были признаны беженцами;
  • Ст. 8.1 описывает правила предоставления эмигрантам проездного документа, особенности его использования, а также необходимость контроля миграционной службой;
  • Ст. 9 устанавливает перечень оснований по которым лицо лишается статуса беженца;
  • Ст. 10 предусматривает гарантии соблюдения прав эмигрантов, получивших соответствующий статус;
  • Ст. 11 определяет порядок формирования фонда для предоставления беженцам временного жилья;
  • Ст. 12 описывает порядок обеспечения эмигрантов временными убежищами;
  • Ст. 13 устанавливает правила депортации;
  • Ст. 14 предусматривает порядок распределения беженцев на территории Российской Федерации, а также особенности их принятия в случае массового наплыва;
  • Ст. 15 определяет правила финансирования мероприятий связанных с приёмом, размещением, расположением, а также депортацией эмигрирующих лиц.
  • Ст. 16 была признана утратившей силу;
  • Ст. 17 устанавливает полномочия государственных органов при реализации требования настоящего законодательства;
  • Ст. 18 описывает особенности международного сотрудничество в области решения проблем беженцев;
  • Ст. 19 предусматривает ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона.
Читайте также:  Проверить визу в Литву

Признание лица беженцем осуществляется в следующем порядке:

  • человек обращается с ходатайством о присвоении ему статуса беженца в таможенную миграционную службу;
  • прошение проходит стадию первичного рассмотрения;
  • лицу выдаётся свидетельство о рассмотрении по существу его ходатайства или уведомление об отказе в данной процедуре;
  • прошение рассматривается по существу;
  • принимается решение о присвоении статуса беженца человеку или об отказе ему в данном действии;
  • лицу, направившему ходатайство, выдаётся документ, удостверяющий его как беженца или уведомлении об отклонении его просьбы.

При принятии решения о признании эмигрировавшего лица беженцем, оно должно пройти следующий ряд процедур:

  • оформление индивидуальной анкеты;
  • заполнение специального опросного листа;
  • проведение индивидуального собеседования;
  • проверка достоверности полученной информации;
  • установление объективных обстоятельств прибытия.

После всестороннего изучения полученных сведений, а также прохождения процедуры идентификации личности и регистрации дактилоскопических данных, принимается соответствующее решение. Если приёмной комиссии недостаточно полученных сведений, она может назначить дополнительные собеседования.

В случае признания беженцами членов одной семьи, процедура принятия решения о присвоении соответствующего статуса проводятся для каждого совершеннолетнего представителя семьи отдельно.

Лицо, которое было признано беженцем в соответствии с положениями настоящего законодательства обладает следующими правами:

  • предоставление информации о своих правах и обязанностях, а также услуги переводчика;
  • содействие при оформлении необходимых для въезда на территорию Российской Федерации документов;
  • помощь в осуществлении переезда и транспортировки багажа в установленное место;
  • предоставление питания и коммунальных услуг в месте временного размещения;
  • охрана прав и интересов, а также безопасность имущества;
  • использование жилого помещение, которое предоставляется в месте временного пребывания;
  • медицинская помощь;
  • помощь в получении направление на профобучение и трудоустройство;
  • работа по найму и занятие предпринимательской деятельностью;
  • социальная защита, включая соцобеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение помощи при определении детей в образовательные учреждения;
  • получение проездного документа. позволяющего пересекать границу Российского государства;
  • обращаться за получением права постоянного проживания на территории Российской Федерации и получение российского гражданства;
  • принимать участие в общественной деятельности;
  • добровольно вернуться в страну прежнего проживания.

Также беженцы должны выполнять следующий ряд обязательств:

  • соблюдать положения Конституции РФ, настоящего законодательства, а также других федеральных законов и правовых документов Российской Федерации;
  • соблюдать сроки прибытия в центр временного размещения;
  • следовать установленному порядку проживания и санитарно-эпидемиологическим требованиям в месте временного пребывания;
  • в семидневный срок уведомить соответствующие миграционные органы об изменении документов, приобретении гражданства или получения разрешения на постоянное проживание;
  • предупреждать о желании изменить место пребывания или покинуть территорию государства;
  • при смене места пребывания в семидневный срок сняться с учёта в контролирующем миграционном органе и по приезду на новое место встать на соответствующий учёт;

Также беженцы обязаны ежегодно производить переучёт в миграционной службе или другом уполномоченным органом, который осуществляет функции по надзору за эмигрантами.

Последние поправки, внесенные в 4528-1 ФЗ

Последние изменения законодательства о предоставлении статуса беженцев были внесены 31 декабря 2017 года при принятии закона № 498-ФЗ. В ходе последней редакции была переизложен второй абзац части 3 статьи 3. В новом изложении уточняется возможность проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации за пределами Российской Федерации по месту подачи ходатайства о получении беженства.

Статья 12 настоящего законодательства описывает порядок предоставления беженцам временного убежища.

Решение о выделении эмигрировавшему лицу временного места для проживания принимается местным федеральным органом, который уполномочен выполнять контролирующие функции в миграционной сфере.

Пункт 2 ст. 12 предусматривает следующие основания для предоставления временного убежища для иностранных лиц:

  • человек обладает основаниями для получения статуса беженца, но ограничивается письменным прошением о временном пребывании на территории Российской Федерации;
  • человек не может получить статус беженца, однако в соответствии с принципами гуманизма, его нельзя депортировать.

Лицо, которому было выделено место для временного пребывания, должно пройти обязательную медицинскую проверку и получить соответствующий сертификат о состоянии здоровья, после чего миграционная служба выдаёт ему свидетельство, которое подтверждает законное пребывания на территории Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 12 предусматривает следующие основания для утраты права на временное убежище:

  • устранение обстоятельств, которые являлись причиной предоставления данного жилья;
  • получения российского гражданства или разрешения на постоянное проживание;
  • выезд из страны на своё предыдущее место жительства.

Пункт 6 ст. 12 устанавливает основания для лишения лица временного жилища миграционными службами:

  • осуждение за совершение преступления на территории РФ и вступление приговора в силу;
  • намеренное предоставление ложной информации и фальшивых документов для получения разрешения на пребывание;
  • привлечение к административной ответственности за оборот наркотических и психотропных веществ.

Лицо, которое было лишено разрешения на временное убежище, должно по требованию миграционной службы покинуть территорию Российской Федерации в течение месяца.

Скачать закон о беженцах в последней редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 “О беженцах” рекомендуется скачать актуальный текст документа по ссылке.

Временное убежище в России

О временном убежище в России

В соответствии с Женевской Конвенцией «О правах беженцев», в Российской Федерации существуют механизмы защиты иностранных лиц, которые по гуманитарным соображениям или ввиду политической обстановки, страха преследования на территории государства, гражданами которого они являются, а также ввиду военных действий, пребывают в Российскую Федерацию. Есть несколько возможных вариантов получения защиты в Российской Федерации для иностранных лиц и лиц без гражданства:

  • получение временного убежища,
  • получение статуса беженца,
  • получение политического убежища в России.

В данной статье рассматриваются правила и процедуры получения временного убежища в России, особенности данной процедуры, а также изменения в законодательстве, связанные с временным убежищем.

Предоставление временного убежища в России

Временное убежище в России направлено на защиту иностранного лица в ситуации гуманитарного кризиса, преследования в отношении лица и военной ситуации. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О беженца», временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.

Временное убежище не предоставляется лицам, подозреваемым в совершении преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечества. Также временное убежище не предоставляется лицам, преследуемым уголовным законодательством другой стороны по обвинениям в неполитических преступлениях, а также лицам, которые уже находятся под защитой международных организаций. Необходимо отметить, что пунктом 2 статьи 2 закона «О беженцах» также предусмотрено, что временное убежище не предоставляется лицам, пребывающим в Россию ввиду экономической ситуации в их стране, эпидемии или чрезвычайного положения. То есть, не все лица квалифицируются в качестве лиц, имеющих право получить временное убежище в России.

Согласно статье 12 вышеуказанного закона, для получения временного убежища необходимо отвечать одному из этих критериев:

1. Лицо обязано иметь основания для признания беженцем.

2. Лицо не имеет оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не может быть выдворены за пределы территории Российской Федерации.

Как получить временное убежище в России?

Для получения временного убежища в России необходимо подать бланк «Заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» с просьбой предоставить временное убежище в ГУВД МВД по месту пребывания. В случае если иностранный гражданин подает заявление вместе с другими членами семьи, необходимо также прикрепить к заявлению документы, доказывающие родственные отношения. Иностранное лицо и лицо без гражданства также может предоставить дополнительные документы, свидетельствующие о том, что он уполномочен получить временное убежище в России.

После подачи заявления необходимо также заполнить анкету, где указываются биографические данные и обстоятельства, доказывающие наличие оснований для предоставления временного убежища. Далее с иностранным лицом проводится интервью для сбора биографических данных. После интервью, иностранному лицу предоставляется опросник с деталями интервью. Если в данном документы допущены ошибки, иностранное лицо уведомляет уполномоченное лицо для исправлений. В случае если иностранное лицо не владеет русским языком, ему предоставляется переводчик.

Ходатайствовать о предоставлении временного убежища можно лично либо через законного представителя. Документы на временное убежище не могут быть поданы онлайн.

После вышеуказанной процедуры, иностранцу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. На основании этой справки иностранный гражданин или лицо без гражданства может проживать в России в период рассмотрения его заявления. На данном этапе процесса получения временного убежища, иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту пребывания в России.

У иностранного гражданина и его членов семьи также возникает обязанность пройти дактилоскопическую регистрацию и медицинское освидетельствование.

Процедура рассмотрения заявления на временное убежище составляет максимум 3 месяца, после чего ГУВМ МВД принимает решение в отношении иностранного лица и членов его семьи. В случае отказа предоставить временное убежище, иностранному лицу или лицу без гражданства предоставляется мотивированный ответ с правом обжалования данного решения в течение месяца.

В случае предоставления временного убежища, иностранцу или лицу без гражданства оформляется свидетельство о временном убежище. Временное убежище выдается на срок до 1 года и в случае продления необходимо также обратиться ГУВМ МВД.

За рассмотрение заявления и предоставление временного убежища не взимается государственная пошлина.

Свидетельство о предоставлении временного убежища

Свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность на территории России, а также доказательством права проживания в России. В свидетельстве также отображаются данные и фотографии детей иностранного лица. Соответственно, для получения свидетельства заявителю необходимо предоставить 4 фотографии 35х45 мм, а также 2 фотографии 35х45 мм на каждого ребенка.

При получении свидетельства паспорт и другие документы, удостоверяющие личность иностранного лица, передаются в орган, выдавший свидетельство.

Свидетельство выдается лично в руки иностранцу или лицу без гражданства.

Продление временного убежища

Как уже было отмечено ранее, временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Иностранное лицо и лицо без гражданства вправе продлить временное убежище, для этого необходимо обратиться в орган, выдавший свидетельство, с письменным заявлением о продлении срока временного убежища, указав обстоятельства ввиду которых временное убежище должно быть продлено.

Стоит отметить, что необходимо запрашивать продление временного убежища не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока уже выданного временного убежища.

За продление временного убежища не взимается государственная пошлина.

Статус получившего временное убежище

Лицо, получившее временное убежище в России, а также члены его семьи имеют права и обязанности согласно статье 6 закона «О беженцах», кроме права на получение единовременного денежного пособия.

Основным правом лица является то, что он не может быть возвращен против его воли на территорию государства, гражданином которого он является. Важным правом также является и то, что данный статус является основанием для осуществления трудовой деятельности в России без необходимости получения дополнительных разрешений.

Лицо, получившее временное убежище в РФ обязан встать на регистрационный учет в ГУВМ МВД и уважать законы и государственный строй Российской Федерации.

Стоит отметить, что временное убежище может быть отменено в случае совершения иностранным лицом преступлений на территории России, а также, если причины по которым временное убежище было предоставлено более не применимы. Кроме того, в случае если лицо возвращалось в место своего гражданства, он может потерять свое временное убежище в России.

Временное убежище в 2017 году

Изменения в правилах предоставления убежища

Основные положения и процедуры получения временного убежища, отраженные в данной статье, не претерпели изменений. На данный момент также нет оснований полагать, что в 2018 году положения о временном убежище будут изменены.

При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которая дает заявителю право на пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления — до трех месяцев.

Важным также является то, что 2017 году действует особое положение для получения временного убежища для граждан Украины, согласно которому решение о предоставлении временного убежища гражданам Украины и лицам, постоянно проживающим на территории Украины, принимается в течение 3 дней.

Получение временного убежища в России

Вопрос о том, как получить свидетельство о предоставлении временного убежища в России в сложившейся международной обстановке, стал особенно актуален. Наша страна готова взять под свою защиту всех, кто нуждается в помощи, но для этого необходимо соблюдение формальностей.

Кто может получить

Временное убежище в России может получить любой иностранец, а также человек без гражданства. Основанием для получения статуса становится то, что человек, по каким-либо причинам боится возвращаться на родину. Это могут быть возможные гонения по религиозному или языковому признаку, из-за политических убеждений.

Основанием для предоставления убежища являются военные действия на территории родной страны.

На временное убежище может претендовать и тот, кто может получить статус беженца, но по определенным причинам ходатайствует о получении именно убежища.

Есть несколько видов защиты иностранцев на территории нашей страны, все они отличаются спецификой положения и своими правами:

  • Временное убежище – самый распространенный вариант. Все те, кому грозит опасность в родной стране в связи с возможными гонениями, может рассчитывать на получение убежища. А также те, кто проживает в зоне военных действий.
  • Статус беженца. Его часто путают с первым вариантом, но смысл совсем иной. Беженцем может стать только тот, кому угрожают лично.
  • Политическое убежище предоставляется тем, кто преследуется на родине из-за активной общественно-политической деятельности.

Получить временное убежище может практически каждый, кто нуждается в защите от своего правительства или обстоятельств, независящих от него.

Беженцы в России

Видео: кому дают временное убежище в России

Процесс получения убежища

Процедура включает несколько последовательных этапов.

Читайте также:  Виза в Ливан: нюансы оформления, документы

Подача заявления

Для получения временного убежища необходимо обратиться в ближайшее отделение ГУВМ МВД России. С собой взять следующий перечень документов:

  1. Удостоверение личности.
  2. Если въехали вместе с семьей – подтверждение родственных связей: свидетельство о бракосочетании, рождении детей.
  3. Карта отпечатков пальцев, делается на месте, после приема заявки.
  4. 4 фото для документов.

Заявление можно заполнить его на месте или скачать на официальном сайте ГУВМ и заполнить дома. Образец заполнения есть и на сайте и в каждом отделении. Скачать бланк можно также на нашем сайте по ссылке.

Если с документами все в порядке, начинается следующий этап – заполнение анкеты. Сотрудник делает это самостоятельно, заявителю остается только отвечать на вопросы. Если знания русского языка нулевые или очень слабые, необходимо предоставить переводчика. В ходе собеседования выясняются причины, по которым необходимо получить убежище.

Образец заявления о предоставлении временного убежища

После заполнения все опросные листы зачитываются, чтобы выявить возможные ошибки. Могут назначить и дополнительное собеседование. После всех формальностей,выдается справка о том, что ведется рассмотрение заявления о предоставлении государственного убежища. Это подтверждение законности пребывания в стране.

Никаких государственных пошлин за подачу заявления нет — услуга бесплатная для любого обратившегося. Рассмотрение ведется до 3 месяцев от дня подачи документов. За это время проверяются все данные и серьезность оснований для получения политического убежища.

Это общий порядок предоставления временного убежища. Вместе с тем, есть льготные категории. На сегодняшний день это жители Украины.

Получение свидетельства

При получении положительного ответа уже на следующий день должны выдать свидетельство о предоставлении временного убежища. Для его получения необходимо дополнительно 4 фото получателя и по 2 фото на каждого несовершеннолетнего ребенка. Ребенок вписывается в свидетельство родителя.

Получить свидетельство можно только лично в руки, никаких исключений из правила нет. При выдаче документа старое удостоверение личности изымается на хранение в отделении миграционной службы. После получения нового удостоверения необходимо встать на миграционный учет по месту фактического проживания.

Дети старше 14 лет уже получают собственный документ, также лично на руки. Проходят собеседование дети вместе с родителями.

Пример свидетельства о предоставлении временного убежища

Видео: получение свидетельства о временном убежище

Продление пребывания

Срок предоставления временного убежища — 1 год, но его можно продлевать еще на 1 год неограниченное число раз. Для продления нужно обратиться в то же отделение МВД. Заявление пишется в произвольной форме.

Главное условие продления – это сохранение опасности возвращения на территорию родной страны. Так, если основанием были военные действия, но сейчас они прекращены, скорее всего, будет получен отказ.

Обратиться за продлением временного убежища нужно минимум за месяц до истечения срока действия временного убежища. Исключением может стать только уважительная причина, подтвержденная документально. Государственная пошлина за продление временного убежища также не взимается.

Права иностранцев, получивших убежище

Предоставление временного убежища легализует статус человека в России, но все же его положение далеко от гражданства. Полученный статус дает право:

  1. Получать услуги переводчика, как в момент подачи заявления, так и в дальнейшем, при необходимости обращения в ГУВМ.
  2. Оформить полис обязательного медицинского страхования и получать бесплатные медицинские услуги.
  3. Обучаться в любых государственных образовательных учреждениях, начиная от детского сада.
  4. Получить содействие в поиске работы в России, при необходимости пройти трудовую переквалификацию.
  5. Получать материальную помощь. Условия ее получения и размеры в каждом регионе отличаются, необходимо узнавать точную информацию на месте.
  6. Если уже оформлено временное убежище, можно перейти на следующую стадию легализации в стране и подать прошение на получение РВП или сразу ВНЖ.

Для того чтобы устроиться на работу, не нужно оформлять никаких дополнительных документов и разрешений. Любой получивший временное убежище на основе удостоверения может получить все документы, необходимые для приема на работу: трудовую книжку, ИНН, СНИЛС.

Получение свидетельства о временном убежище

Упрощение процедуры для украинцев

В последние несколько лет из Украины усилился поток желающих получить политическое убежище в России. За помощью обращаются как те, кто может подвергаться гонению по языковому признаку, так и те, кто не желает принимать участие в военных действиях или стать невинной жертвой конфликта.

Огромное количество желающих получить временное убежище в РФ среди жителей Донбасса и Луганска. Мирное население стремится покинуть опасные территории.

Российское правительство пошло навстречу гражданам соседней страны и сократило срок рассмотрения дела на временное убежище для украинцев до 3 дней. Подданные других государств по-прежнему вынуждены ждать около 3 месяцев.

Законодательство относительно пребывания украинцев в России немного изменилось. Прежде можно было находиться на территории страны 90 дней, затем продлить это время. Постановление правительства от 2014 года гласит о том, что теперь граждане Украины могут провести в России суммарно только 90 дней в году. Так, у них есть только это время на легализацию своего дальнейшего пребывания в нашей стране.

Однако граждане ЛНР и ДНР вправе находиться в РФ в отличие от других выходцев из Украины не 90, а 180 дней в году. Такой порядок начал действовать с 29 марта 2019 года.

2.08.2019 Президентом РФ был издан ФЗ-257, дополняющий действующую редакцию ФЗ-115 «О правовом положении иностранцев». Теперь получить РВП без учёта квоты вправе лица без гражданства и украинцы, постоянно проживающие на территории Украины. Ознакомиться с законом можно по ссылке.

Паспорта РФ и Украины

Получение статуса беженца

Беженцами ошибочно называют тех, кто бежит из страны от войны, на деле это не так. Получить статус беженца можно, есть опасения личного преследования именно того, кто обращается за помощью, в остальных случаях речь идет о предоставлении временного убежища.

Чтобы получить статус беженца и защиту Российского правительства, необходимо обратиться в отделения Управления по вопросам миграции, в любое ближайшее отделение. Для рассмотрения нужен следующий перечень документов:

  1. Прошение о признании беженцем. К нему следует приложить документы, подтверждающие возможную угрозу жизни в родной стране.
  2. Фотография для документов.
  3. Гражданский паспорт своей страны.
  4. Анкета.

Если ходатайство одобрено, иностранец получает удостоверение беженца. Срок его действия 3 года с момента выдачи. Беженец может получить единовременную материальную помощь и социальные гарантии от правительства РФ.

Беженцу не требуется дополнительное разрешение на работу. Он может оформить полис медицинского страхования и получать все положенные услуги. Дети имеют право посещать школу и детский сад.

Образец анкеты о признании беженцем

Политическое убежище

Политическое убежище – особый вид защиты иностранных граждан. Оно выдается только тем, кому на родине угрожает реальная опасность из-за его общественно-политической деятельности.

Образец ходатайства о предоставлении статуса беженца

Чтобы получить политическое убежище, необходимо направить ходатайство в отделение ГУВМ МВД РФ, к нему приложить 2 фото и свой гражданский паспорт. Чтобы обосновать свое ходатайство можно использовать любые документы и прочие доказательства, подтверждающие наличие политической деятельности и связанные с этим гонения со стороны правительства родной страны.

Подавать прошение нужно в течение 7 дней с момента приезда в страну или с момента наступления ситуации, когда возврат в страну становится опасным. Заявитель проходит собеседование с сотрудником, где выясняются причины прощения и биографические данные.

Заявление рассматривается в течение месяца. На это время выдается справка, подтверждающая легальность нахождения в стране. В случае положительного решения, заявитель получает политическое убежище и вид на жительство.

Досрочное лишение временного убежища

Предоставление временного убежища – это мера для защиты иностранных граждан на территории России. Но бывают ситуации, когда оно завершает свое действие до истечения положенного года. Обстоятельства эти могут зависеть как от самого просителя, так и от сложившейся ситуации:

  1. Если пересечь границу хотя бы на 1 день, временное убежище перестает действовать. Получать статус придется заново.
  2. При получении гражданства РФ или другой страны. Смена подданства автоматически исключает возможность гонения на родине, и защита теперь не нужна.
  3. Срок предоставления временного убежища может уменьшиться из-за исчезновения обстоятельств, вынудивших уехать с родины. К примеру, если война окончена, нет необходимости прятаться от нее.
  4. Нарушение закона на территории РФ. Если не будет назначено заключение, грозит депортация на родину.

Из перечисленных только один фактор является внешним, все остальное зависит только от самого человека. Чтобы сохранить свой статус, достаточно соблюдать правила и законы страны, принявший под свою защиту.

Материальная помощь

Беженцы в России не содержатся за счет государства в полной мере. В местах временного размещения им не предоставляются выплаты. Каждый может рассчитывать только на ночлег и питание. Особо нуждающиеся в дальнейшем могут получить единоразовые выплаты. К ним относятся:

  1. Матери-одиночки с детьми младше 3 лет.
  2. Инвалиды, находящиеся в России без семьи.
  3. Одинокие пенсионеры (пенсия в этом случае считается только по возрасту, без учета выслуги лет).
  4. Многодетные семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми.

Выплаты зависят от места пребывания. В городах беженцы смогут получить сумму равную минимальному размеру оплаты труда на каждого члена семьи. В сельской местности эта сумма в 2 раза больше, но выплаты проходят в 2 этапа. Половина получается при регистрации, вторая после размещения в селе.

Получить положенные деньги можно по заявлению в региональном отделении МВД. Для этого необходим следующий перечень документов:

  1. Удостоверение беженца.
  2. Заявление по образцу.
  3. Подтверждение того, что человек подходит под категорию особо нуждающихся: свидетельство о рождении детей, справка об инвалидности, пенсионное удостоверение.

Материальную помощь от российского государства может получить лишь ограниченное число беженцев. Главный упор стоит на том, чтобы помочь с поисками работы.

В нашей стране все получившие убежище должны самостоятельно себя содержать.

Кредит для беженцев

Если денег на первое время нет, возникает идея взять кредит. Но сделать это будет сложно. Банки чаще всего отказывают из-за того, что есть большая вероятность, что иностранец вернется на родину, не погасив задолженность. Не помогают даже справки с работы о стабильной заработной плате.

Российский банк «Альфа-Банк»

Если в России есть родственники или хорошие друзья, банк может пойти навстречу и выдать кредит с поручительством. Процент по займу, как правило, окажется выше стандартного. Даже вернувшись на родину, не стоит забывать о кредите — невыполненные обязательства лягут на плечи так, кто помог вам в трудной ситуации.

Резидент, имеющий статус временного убежища, РВП – любой, находящийся на территории России легально на относительно длительный срок, может обратиться в микрофинансовую компанию. Микрокредиты выдаются гораздо проще, чем стандартные банковские, но и выплачивать их придется быстро. Это подойдет только тем, кто уже устроился на работу, и просто нужно протянуть до получения зарплаты.

Тем, кто не может получить кредит с поручителями, а поиск работы грозит затянуться, остается только искать помощь в получении денег у благотворительных организаций.

Обязанности беженцев и лиц, получивших убежище

Поле получения временного убежища в 2020 году, как и прежде, каждый должен встать на миграционный учет по месту фактического проживания. Часто для этого требуется подтвержденная регистрация. Если происходит переезд, необходимо сообщить об этом в МВД и перевести дело на новое место.

Как и остальные жители России, иностранцы с разрешением на проживание обязаны платить налоги. При устройстве на работу также удерживаются все рабочие налоги. Отчисления в пенсионный фонд ведутся, только когда срок контракта превышает полгода. Работодатель самостоятельно может оформить СНИЛС на своего сотрудника.

Резидент, РВП, беженцы имеют право открыть на территории РФ индивидуальное предприятие. При этом налоги взимаются в том же порядке, что и с предпринимателей, являющихся гражданами страны.

Видео: обязанности лиц, получивших убежище

Причины отказа в доступе к подаче заявления

К рассмотрению должны приниматься все заявления, но на деле оказывается всё не так. Отказывая, называют разные причины:

  1. Простой совет отправиться домой. Мотивируется это тем, что в другом регионе статус беженца получить проще.
  2. Отсутствие паспорта. Но по закону получение временного убежища возможно и лицами без гражданства, а соответственно, без гражданского паспорта.
  3. Нет подтверждения законного пребывания на территории РФ. При пересечении границы выдается миграционная карта, если пересечение нелегальное, обратиться в миграционную службу можно только в течение суток.
  4. Если в документах есть хоть какой-то намек на проживание в другом регионе РФ, отправляют туда. Закон предписывает обращаться не по месту регистрации, а по месту фактического пребывания, поэтому такое поведение сотрудников неправомерно.
  5. Те, у кого нет родственников в России, часто сталкиваются с тем, что в МВД требуют договор аренды на жилье, но этого пункта нет в списке документов на получение временного убежища.
  6. Часто людям не удается продлить сроки пребывания в РФ. При получении статуса временного убежища никого не предупреждают, что за продлением нужно обращаться за месяц до истечения срока, а после уже не принимают заявку за нарушение сроков.
  7. Человек мог лишиться статуса, нарушив одно из правил пребывания, но при этом основания для опасений остаются. Повторное обращение за убежищем не запрещено законом, но такие заявки не принимаются к рассмотрению.

Иммигранты в РФ

Получение временного убежища на территории Российской Федерации сейчас требуется многим людям, в особенности украинцам. То, насколько гладко пройдет процедура, зависит от множества факторов. Проще пройти все формальности тем, у кого есть помощники в виде родственников на территории РФ. Главное – неукоснительно соблюдать российское миграционное законодательство.

Ссылка на основную публикацию