Закон о двойном гражданстве

Закон РФ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ».

Как показывает практический опыт, коренные жители России могут оформить двойное гражданство или даже гражданство нескольких государств. Такая ситуация является вполне приемлемой, однако при этом возникает достаточно большое количество вопросов, касательно того, каким образом получение двойного гражданства регламентируется законодательно. Является ли правомерным использование нескольких паспортов при необходимости и без особых сложностей, которые выступают в качестве подтверждения гражданства других стран.

Если копнуть глубже, то можно констатировать тот факт, что двойное гражданство, официально допускаемое для граждан России в 2020 году, бывает чётко предопределено при соблюдении условий:

  • при наличии у РФ международного договора;
  • при раскладе, когда заключено международное соглашение с той страной, которая является второй по принадлежности конкретного человека к нему.

Если рассматривать данную ситуацию на основаниях законодательства, то такой договор, который действительно заключен в 1995 г. и действует согласно правилам, имеется у РФ лишь с Таджикистаном. При таком раскладе, таджики, после того, как они получили российское гражданство используя договор в качестве основания, имеют полное право не отказываться от предыдущего гражданства, сохраняя его, пользуются при этом двойным гражданством имея одинаковые права в России и Таджикистане.

Повторение аналогичной ситуации может быть только в том случае, когда таджикские жители, как и россияне в виде руководства пользовались соглашением, действующим с конца 1993 г. до мая 2015 г. Таким образом, за гражданами, которые успели оформить документы в этот период, закрепляется чистое двойное гражданство.

Стоит заметить, что данное положение вещей вовсе не свидетельствует о том, что российские граждане не имеют возможности пользоваться двойным гражданством в чистом виде помимо вышеперечисленных ситуаций.

Сколько гражданств может иметь россиянин, и какими официальными бумагами это регламентируется

Возможность получить гражданином РФ гражданства другого государства в чистом виде, помимо двух ранее приведённых примеров на самом деле вполне допустима и закрепляется за 62 статьёй Конституции.

В статье говорится о том, что при имеющихся гражданствах иностранных государств российский гражданин не освобождается от тех обязанностей, которые требуются от него как от российского гражданина, в то же время не умаляются его права и свободы.

Само собой разумеется, что это действует в том случае, когда иное не предусматривается законодательством или договором Российской Федерации на международном уровне.

Таким образом, Закон Российской Федерации обосновывает вероятность получения двойного и множественного гражданства. При этом не имеет никакого значения тот факт, какое количество гражданств у человека имеется.

Основное, чего необходимо придерживаться в данном случае, — это отсутствие законного оформления выхода из российского гражданства. Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002г., становится понятно, что гражданин России имеет право стать гражданином других государств неограниченное количество раз. Наличие этого факта не ставит его перед выбором, и от него не требуется прекращения российского гражданства. Судя по представленной информации, для более правильного восприятия назвать такое гражданство точнее было бы не двойное, а второе или множественное, в зависимости от количества государств, гражданином которого является человек.

Варианты получения двойного гражданства согласно закону РФ

Ситуацию при данном раскладе можно рассматривать в двух интерпретациях, когда:

  • иностранный гражданин получает гражданство Российской Федерации;
  • российский гражданин получает гражданство другого государства.

Первый случай предусматривает отказ от действующего гражданства, и только после этого разрешается принятие гражданства РФ. Причём, следуя правилам законодательства, сделать это необходимо в обязательном порядке. Однако стоит заметить, что миграционные службы достаточно часто не обращают на нарушение данного подпункта ровным счётом никакого внимания.

А вот в случае, когда российский гражданин решит приобрести ещё одно гражданство, то он может по своему желанию оставаться подданным России и иметь двойное гражданство согласно всем правилам.

Порядок получения двойного гражданства представляет собой стандартную процедуру, причём довольно длительного продолжения. Для того чтобы, в конечном счёте, получить иностранный паспорт, первым делом следует оформить ВНЖ или ПМЖ. Оформление данных документов предусматривает сбор и подготовку целого списка бумаг, которые затем необходимо предоставить в органы миграционной службы.

Далее, в стране необходимо прожить определенный срок, который варьируется от 3 до 12 лет. Обязательным является условие освоения языка, культуры, истории и законодательства. Во время пребывания в другой стране гражданин обязуется неукоснительно соблюдать законодательство страны и подписывает соответствующие бумаги.

Кроме того, иностранный гражданин обязан зарекомендовать себя как законопослушный и не иметь никаких претензий от органов сохранения правопорядка.

Согласно статистике, россияне чаще всего оформляют двойное гражданство с западными станами, имеющими развитую инфраструктуру и экономику. К ним можно отнести:

  • Америку,
  • Канаду,
  • Германию,
  • Францию,
  • Израиль,
  • Великобританию,
  • Италию.

Хотя по мимо этого, в ряде стран российские граждане довольно охотно оформляют двойное гражданство с целью выезда на отдых и даже приобретают там недвижимость. Хотя с точки зрения статистики, заграничные паспорта в данном случае оформляются гораздо реже. Это Турция, Египет и Греция.

Какие права и обязанности приобретает лицо при наличии

Согласно 64 конституционной статьи РФ, двойное гражданство по большому счёту ни коим образом не находит своего отражения касательно прав, свобод и обязанностей, которые были предусмотрены ранее двойным гражданством.

В конечном счёте, лица, при наличии двойного гражданства имеют необходимость осуществлять свои права в той стране, где они проживают. Сюда относится и обслуживание в клиниках и других медицинских учреждениях, и получение социальных выплат, и обучение, и получение образования в высших, средних учебных заведениях и школах. То же правило касается воинской службы.

Итак, лицо с двойным подданством имеет право пользоваться всеми полагающимися ему благами, включая лечение, обучение, налоговые льготы и социальные выплаты, но только в пределах одной из стран, а не в обеих, где имеется гражданство. Причём выбор страны человек осуществляет по своему желанию. Что касается детей, то они имеют право получить двойное подданство в автоматическом режиме.

В правилах, предусмотренных законом, существует ряд ограничений по отношению к тем гражданам России, которые в случае приобретения иностранных паспортов и ВНЖ фактически теряют свои льготы и имеют ряд ограничений, касательно свобод. Стоит отметить, что это не относится к Таджикистану и Туркменистану.

По мере получения ВНЖ и соответственно паспорта другой страны кроме России, на протяжении двух месяцев необходимо подать заявление в местные органы управления. С подобными обращениями следует идти именно по месту своего основного пребывания.

В том случае, когда проживать приходится постоянно в другой стране, а не на территории России, то подачу заявления следует осуществить не позже 60 дней с момента пересечения границы. За нарушение данного правила предусматривается административная ответственность, предполагающая уплату штрафов.

Граждане России, получившие право постоянно проживать в других государствах, теряют права занимать руководящие должности в органах власти и самоуправления. При этом имеется ряд ограничений при устройстве на работу в судебные, правоохранительные органы или при несении воинской службы.

Что касается иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, бывших ранее гражданами России или имевших её гражданство, то в соответствии со статьёй 15 настоящего Федерального закона их восстановление может быть осуществлено при условии сокращения времени пребывания на территории государства сроком до 3 лет.

Те же лица, которые находились на правах постоянного проживания в России и ранее считались гражданами РФ, после чего в силу сложившихся обстоятельств вышли из гражданства в порядке, установленном законом, имеют полное право восстановиться в гражданстве РФ, как в общем, так и в упрощённом порядке, в том случае, если они относятся к определённой категории лиц, соответствующих тому или иному положению закона.

Федеральный закон о принятии двойного гражданства

Федеральный закон о принятии двойного гражданства со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1.06.2002 г.

В данном законе:

  • детально разобраны правила и условия для получения двойного или множественного гражданства,
  • содержатся все основные принципы российского законодательства, касательно урегулирования данного вопроса,
  • четко расставлены приоритеты оснований для получения двойного гражданства,
  • установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.

В законе даны чёткие разъяснения всем понятиям и терминам, а все статьи в совокупности представляют собой практическое руководство, написанное буквой закона.

Трактовка каждой статьи предполагает ответы на те многочисленные вопросы, касательно прав и свобод, которые могут возникнуть как в процессе оформления двойного гражданства, так и во время проживания в другой стране.

Закон подробно освещает все принципы гражданства РФ и правила, которые являются регуляторами вопросов гражданства России, дает разъяснения по поводу двойного гражданства, оформлению гражданства детей. Обратившись к закону, можно подробно изучить, как осуществляется приём в гражданство РФ на общих основаниях, а также в упрощённом порядке.

Закон о двойном гражданстве

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЙ О НАЛИЧИИ У ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОГО ГРАЖДАНСТВА ЛИБО ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ПРАВО НА ЕГО ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – «Закон»), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также – документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Гражданин Российской Федерации, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию .

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Законный представитель гражданина Российской Федерации, не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

Данные правила применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными статьей 6 Закона.

Порядок заполнения уведомления

Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации).

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового – место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания – место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

К уведомлению, прилагается:

– паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве,

– копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации.

Читайте также:  Виза в Грецию по приглашению: нюансы оформления, документы

В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

В случае подачи уведомления уполномоченным представителем лица к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Форма и порядок подачи уведомлений утверждены Приказом МВД России от 03.05.2018 N 267 “Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве”.

Порядок представления уведомления и документов

1. Уведомление подается:

– гражданином Российской Федерации, достигшим возраста восемнадцати лет лично либо его уполномоченным представителем по установленной форме;

– одним из родителей или иным законным представителем гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности либо их уполномоченным представителем, по установленной форме.

2. Способы подачи уведомления:

– в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи.

3. Уведомление подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции , расположенный по месту жительства гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченного представителя, а в случае отсутствия у него места жительства, по месту его пребывания. В случае отсутствия у гражданина или у законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченного представителя места жительства и места пребывания уведомление подается по месту фактического нахождения.

4. Уведомление заполняется собственноручно или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются использование сокращений и аббревиатур, а также зачеркивания и исправления. При необходимости для заполнения отдельных граф уведомления могут быть использованы буквы латинского алфавита. В уведомлении должны быть заполнены все поля.

5. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае подачи уведомления уполномоченным представителем гражданина к уведомлению дополнительно прилагаются копия доверенности на право подать такое уведомление, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

6. К уведомлению в отношении гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, прилагается копия одного из следующих документов, подтверждающих права законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности:

– свидетельство о рождении гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет;

– акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

В случае подачи уведомления уполномоченным представителем законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, к уведомлению дополнительно прилагаются копия доверенности на право подать такое уведомление, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

7. При подаче уведомления законным представителем гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста четырнадцати лет, по выбору законного представителя предъявляется один из документов, подтверждающих наличие у несовершеннолетнего гражданина гражданства Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. N 444 “О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации”, копия которого прилагается к уведомлению.

Прием уведомления уполномоченным должностным лицом территориального подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

При приеме уведомления уполномоченным должностным лицом проверяются:

– точность изложенных в уведомлении сведений;

– наличие копий необходимых прилагаемых к нему документов;

– сличаются данные, подпись, указанные в уведомлении, с данными и подписью гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченного представителя в предъявленном документе, удостоверяющем личность;

– заполняется отрывная часть бланка уведомления, которая возвращается гражданину или законному представителю гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченному представителю.

Прием уведомления подтверждается подписью уполномоченного должностного лица на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления, которая скрепляется печатью территориального органа МВД России для отдельных категорий документов.

Прием уведомления работником организации федеральной почтовой связи

При приеме уведомления работником организации федеральной почтовой связи сличаются:

– Данные и подпись, указанные в уведомлении, с данными и подписью гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченного представителя, в предъявленном документе, удостоверяющем личность;

– заполняется отрывная часть бланка уведомления, которая возвращается гражданину или законному представителю гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или его уполномоченному представителю.

Прием уведомления подтверждается подписью сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления, которая скрепляется оттиском календарного почтового штемпеля организации федеральной почтовой связи.

Организация федеральной почтовой связи, принявшая от гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности или уполномоченного представителя гражданина, законного представителя, уведомление, осуществляет пересылку основной части уведомления и копий документов, прилагаемых к нему, в территориальный орган МВД России не позднее рабочего дня, следующего за днем приема уведомления для осуществления учета.

В соответствии со статьей 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В соответствии со статьей 330.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации, неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

Какие ограничения вводит закон РФ о двойном гражданстве в России 2017-2018?

Двойное гражданство в России законом не запрещено, за исключением некоторых категорий граждан, которые ограничены в возможности иметь двойное гражданство. Однако теперь, если человек имеет одно или несколько гражданств помимо российского, он обязан сообщить об этом в уполномоченный орган. Какие трудности в связи с этим могут возникнуть, а также кто ограничен в двойном гражданстве, узнаете из нашей статьи.

ФЗ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.

В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ). До 18.05.2015 года действовало соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном (закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ), но начиная с указанной даты эти отношения прекращены. Однако это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства. То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами (лица, получившие гражданство Туркмении до 18.05.2015, сохраняют его на условиях двойного гражданства). Во всех остальных случаях это, исходя из понимания закона, не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.

При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на лиц, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.

Двойное гражданство — новый закон 2017-2018 годов

Что же касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту — Закон), вносящий поправки в закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.

  • Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
  • В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
  • Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.

В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.

Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах Федеральную миграционную службу РФ по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).

При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.

Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с 01.01.2016.

Ответственность за нарушение закона РФ о двойном гражданстве

В случае неподачи уведомления о двойном гражданстве, имеющемся виде на жительство или документе, который подтверждает право проживать за границей, или подачи его с нарушением установленного порядка для лица, которое не исполнило предусмотренную обязанность, может наступить административная или уголовная ответственность. Принятый Закон вносит также поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ.

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности, т. е. нарушен порядок подачи уведомления. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

  • Штраф до 200 000 рублей.
  • Штраф, равный заработку или другому доходу нарушителя за период до 1 года.
  • Обязательные работы до 400 часов.

Правовые коллизии нового закона о двойном гражданстве

Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 закона «О гражданстве РФ» и пункт 3 «Порядка подачи уведомлений …», утвержденного приказом ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.

Читайте также:  Гражданство для ребенка: особености процедуры, как получить

Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.

Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.

Закон о «двойном гражданстве»

С 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Согласно статьи 6 Федерального закона в течение шестидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 4 августа 2014 года по 2 октября 2014 года) обязанность подачи письменного уведомления о наличии иного гражданства (подданства) либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве возлагается на следующих граждан:

– граждан Российской Федерации, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве;

– законных представителей граждан Российской Федерации, не достигших возраста восемнадцати лет либо ограниченных в дееспособности, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Исключения (подача уведомления не требуется):

в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

– в случаях, предусмотренных международными договорами или федеральным законом (граждане Таджикистана, Туркменистана).

Письменное уведомление подается:

в территориальный орган ФМС России по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации;

– в случае отсутствия места жительства – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации;

– в случае отсутствия места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту фактического нахождения в Российской Федерации.

Порядок и правила подачи уведомления предусмотрен статьями 6 и 30 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Предполагается, что подача уведомления возможна будет почтовым отправлением.

Порядок подачи уведомления:

– уведомление подается лично лицом, подающим указанное уведомление в территориальное подразделение ФМС России (предполагается также почтовым отправлением);

– предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность на территории Российской Федерации (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации) (копия прилагается к уведомлению);

– предъявляется паспорт иностранного государства либо иной документ, подтверждающий наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (копия прилагается к уведомлению).

В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

В отношении граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вышеназванные правила о необходимости уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства либо право постоянного проживания в иностранном государстве применяются с 1 января 2016 года.

Ответственность за неисполнение данной обязанности:

– неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве – уголовная ответственность (статья 330.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), в частности штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

Ответственность за нарушение установленного порядка подачи вышеназванного уведомления:

нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые содержатся в таком уведомлении, в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений – административная ответственность (статья 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) , в частности наложение административног о штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Бланки уведомления можно получить в отделении УФМС России по Москве по месту жительства.

Уплата государственной пошлины за подачу уведомления и за бланки уведомления не предусмотрена.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации “

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 23 мая 2014 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 31, ст. 3420; 2012, N 47, ст. 6393; 2014, N 16, ст. 1828) следующие изменения:

а) дополнить частью третьей следующего содержания:

“3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также – документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.”;

б) дополнить частью четвертой следующего содержания:

“4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.”;

в) дополнить частью пятой следующего содержания:

“5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).”;

г) дополнить частью шестой следующего содержания:

“6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового – место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания – место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).”;

д) дополнить частью седьмой следующего содержания:

“7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подано иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).”;

е) дополнить частью восьмой следующего содержания:

“8. Форма и порядок подачи уведомлений, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.”;

ж) дополнить частью девятой следующего содержания:

“9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.”;

з) дополнить частью десятой следующего содержания:

“10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.”;

и) дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:

“11. Правила, указанные в частях третьей – десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.”;

2) статью 30 дополнить пунктом “ж 1 ” следующего содержания:

“ж 1 ) ведут учет поступивших от граждан Российской Федерации уведомлений о наличии у данных граждан гражданства иного государства. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации;”.

Главу 32 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1999, N 28, ст. 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 47, ст. 4405; 2003, N 27, ст. 2712; N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2005, N 1, ст. 13; 2008, N 15, ст. 1444; 2009, N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2012, N 30, ст. 4172; N 53, ст. 7633, 7637; 2013, N 51, ст. 6685, 6696; 2014, N 19, ст. 2310) дополнить статьей 330 2 следующего содержания:

“Статья 330 2 . Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве

Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.”.

Читайте также:  Двойное гражданство во франции

Подпункт “а” пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248; 2009, N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; 2010, N 1, ст. 4; N 15, ст. 1756; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3431; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2011, N 1, ст. 16; N 23, ст. 3259; N 30, ст. 4598, 4605; N 45, ст. 6334; N 50, ст. 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 30, ст. 4172; N 31, ст. 4330, 4331; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442, 3478; N 30, ст. 4078; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6685; N 52, ст. 6945; Российская газета, 2014, 7 мая) после цифр “330 1 ,” дополнить цифрами “330 2 ,”.

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 40; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 10; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 31, ст. 3420; N 45, ст. 4634, 4641; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4015; 2008, N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 29, ст. 3597; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4164, 4193, 4198, 4206, 4207, 4208; N 46, ст. 5918; 2011, N 1, ст. 23; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2714; N 23, ст. 3260; N 30, ст. 4585, 4590, 4600; N 48, ст. 6728, 6730; N 49, ст. 7025; N 50, ст. 7342, 7346, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 31, ст. 4320, 4322; N 41, ст. 5523; N 47, ст. 6402, 6403; 2013, N 8, ст. 718; N 19, ст. 2323; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4032, 4036, 4040, 4082; N 31, ст. 4191; N 44, ст. 5624, 5644; N 48, ст. 6165; N 49, ст. 6327, 6343, 6344; N 51, ст. 6685, 6695, 6696; N 52, ст. 6961, 6980, 6986; 2014, N 6, ст. 566; N 14, ст. 1562; Российская газета, 2014, 7 мая) следующие изменения:

1) абзац первый статьи 19.7 после цифр “19.8” дополнить цифрами “, 19.8 3 “;

2) дополнить статьей 19.8 3 следующего содержания:

“Статья 19.8 3 . Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве

Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.”;

3) в части 1 статьи 23.67 слова “статьями 19.15” заменить словами “статьями 19.8 3 , 19.15”.

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; 2010, N 31, ст. 4173; N 49, ст. 6409; 2011, N 31, ст. 4701; 2013, N 30, ст. 4038) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 10 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

“10) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.”;

2) часть 2 статьи 11 дополнить словами “, о гражданстве Российской Федерации”.

1. Гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации), имеющий на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан в течение шестидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) письменное уведомление о наличии у него иного гражданства (подданства) либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

2. Законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации), имеющего на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан в течение шестидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту пребывания данного гражданина в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства (подданства) либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

3. Форма и порядок подачи уведомлений, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона).

4. Предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи правила не применяются в случаях, предусмотренных частями девятой и десятой статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона).

5. В отношении граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, правила, предусмотренные статьями 6 и 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона), применяются с 1 января 2016 года.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Я получил второе гражданство. Чем я рискую?

У вас очень богатая коллекция статей про эмиграцию и жизнь в других странах. Но я не смог найти статью о том, как быть, если удалось получить второе гражданство? Какие риски это несет, лишает ли каких-то гарантий в виде пенсии, льгот или субсидий в России?

Стоит ли уведомлять МВД о получении второго гражданства, что будет, если этого не сделать, и какова процедура?

В общем, очень хочется получить ликбез в вашем стиле по этому вопросу.

Дмитрий, уведомлять МВД о втором гражданстве — обязанность, а не право. Если этого не сделать, грозит уголовная ответственность, а если уведомить позже установленного законом срока — административный штраф.

Что касается рисков, то многое зависит от того, где постоянно проживает россиянин со вторым гражданством. Но в любом случае паспорт другого государства означает, что нужно знать и соблюдать его законы.

Что за второе гражданство

Гражданство может быть двойным, а может быть вторым, или множественным.

Двойное гражданство означает, что государство знает о наличии другого гражданства и признает его. Это возможно, только когда государства заключили специальное соглашение о двойном гражданстве. У России такое соглашение есть только с Таджикистаном. То есть двойным гражданством россиянина будет считаться только одновременное гражданство РФ и Таджикистана. В остальных случаях гражданство будет вторым.

Россияне с двойным гражданством сохраняют полные права и обязанности в обеих странах, но платят налоги и проходят военную службу по месту постоянного жительства.

Когда гражданин РФ оформляет паспорт страны, с которой у России нет специального договора, гражданство считается вторым. В этом случае россиянин будет рассматриваться в России только как подданный РФ , а в стране второго паспорта — как подданный этой страны.

Уведомление о гражданстве

Дмитрий, раньше о втором гражданстве можно было не сообщать. В августе 2014 года вступили в силу изменения в закон «О гражданстве РФ»: теперь россияне обязаны сообщать о наличии второго паспорта и даже вида на жительство в иностранном государстве.

Для этого нужно подать письменное уведомление в ГУ МВД по месту жительства или месту пребывания в РФ в течение 60 дней после получения гражданства или 30 дней после въезда в Россию. Второй срок предусмотрен для тех, кто живет за границей: уведомлять полицию нужно только по возвращении в РФ. Подать уведомление из-за границы не получится и не обязательно.

После въезда в Россию срок для уведомления не приостанавливается на время нахождения за пределами страны. Даже если вы приехали на несколько дней, придется успеть подать уведомление.

Если опоздать с уведомлением, это повлечет штраф от 500 до 1000 рублей. Если не уведомить вообще, могут привлечь к уголовной ответственности. В этом случае грозит штраф до 200 тысяч рублей или до 400 часов обязательных работ.

Сообщить в ГУ МВД о наличии второго гражданства можно лично, через представителя или по почте.

К уведомлению нужно приложить:

  1. Копию внутреннего российского паспорта.
  2. Копию паспорта иностранного государства либо иного документа, который подтверждает наличие другого гражданства.

Чтобы направить уведомление по почте, нужно обратиться в любое отделение Почты России.

Если действовать через представителя, понадобится уведомление по специальной форме. К нему, помимо копий паспортов, нужно приложить копии нотариальной доверенности и паспорта представителя.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить себе в:
Ссылка на основную публикацию