ОСАГО без диагностической карты: как оформить

Покупка ОСАГО без диагностической карты: обязательно ли проходить техосмотр в 2020 году и советы юриста

Начиная с 2003 года в России заработал закон об обязательном страховании гражданской ответственности. С этого времени (вот уже 16 лет), ежегодно автовладельцам необходимо переоформлять свой полис ОСАГО. Обязательным условием оформления страхового полиса является исправность транспортного средства, которая подтверждается документом установленной формы под названием диагностическая карта. В интернете можно найти множество объявлений с предложением приобрести полис ОСАГО без диагностической карты. Разберёмся в этом вопросе, насколько это законно и возможно ли в принципе. Или же это просто рекламные уловки.

Что такое диагностическая карта?

Поскольку любое транспортное средство (включая легковой автомобиль) является источником повышенной опасности для окружающих, его исправность должна периодически проверяться. Проверка осуществляется в ходе обязательного технического осмотра, периодичность и сроки прохождения которого регламентируются законом (170-ФЗ от 01.07.11г.). Надзор за обязательностью процедуры прохождения осуществляют страховые компании, путём отказа в оформлении полисов нарушителям. Это к вопросу о том, легальна ли страховка без техосмотра.

По результатам ТО выдаётся диагностическая карта, в которой содержится информация о величинах контролируемых параметров (согласно утверждённому перечню) и их соответствии/несоответствии нормативам. Это официальный документ, он должен быть подписан должностным лицом организации, проводившей осмотр, и заверен печатью.

Наличие этого документа служит основанием для возможности оформления страховки ОСАГО.

Правом проводить технический осмотр и выдавать диагностическую карту наделены определённые организации (любой формы собственности), прошедшие техническую сертификацию, заключившие договора с ГИБДД и аккредитованные в РСА.

Карта содержит информацию о:

  • токсичности выхлопа;
  • люфтах в рулевом управлении;
  • исправности светотехники и её регулировках;
  • работоспособности «дворников» и омывателей;
  • параметрах торможения;
  • наличии аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя;
  • светопроницаемости передних стёкол и некоторых других параметрах.
Читайте также:  Обоюдная вина в ДТП выплата по ОСАГО

Информация о выданной карте, сразу же заносится в ЕАИСТО ГИБДД (единую базу данных). В системе каждой карте присваивается свой уникальный 21-значный номер. Сотрудник ГАИ, страховой агент или иное лицо, подключённое к системе, может мгновенно получить информацию о наличии карты на то или иное ТС и сроке её действия.

Информация находится в открытом доступе и легко может быть проверена.

Где и как оформить?

Как оформить полис, в т.ч. электронный

Покупка ОСАГО предполагает заключение договора между автовладельцем и страховой компанией. Собственник машины или его доверенное лицо пишет заявление, собирает пакет документов, в числе которых диагностическая карта. Бумаги передают в фирму, там их достаточно быстро проверяют. Сотрудник страховой рассчитывает стоимость полиса, заполняет бланк.

После внесения платы стороны ставят подписи, каждая получает свой экземпляр. Информацию о документе вносят в единую базу.

Купить ОСАГО можно и через интернет на сайте выбранной компании. Заявление заполняют там же, в электронном виде. В определенные графы вносят сведения о документах владельца и бумагах на машину, в том числе о диагностической карте.

То есть теоретически без техосмотра и свидетельства о его прохождении ОСАГО не получить. На самом деле это возможно, если использовать один из способов:

  • Обратиться к легальному оператору ТО, который не будет проводить диагностику, а просто оформит карту. Такие фирмы есть, о них можно узнать у бывалых автомобилистов. Но документ обойдется дороже, чем при нормальном ТО.
  • Не оформлять новый полис, а продлить старый, если он был выписан на 3, 6, 9 месяцев. В этом случае карту и не потребуют, просто внесут информацию об уже существующем документе, утратившем силу.
  • Обратиться за электронным полисом в компанию, которая не требует заполнять на своем сайте графу о диагностической карте. Правда, сейчас найти такую сложно. И она может оказаться мошенническим предприятием, соответственно, и полис – фальшивым.
  • Договориться с агентом страховой, чтобы он заполнил ОСАГО без сведений о карте. Есть шанс, что сотрудник выполнит просьбу автомобилиста ради получения бонусов за работу и вознаграждения от клиента.

Если нет времени пройти ТО самому, можно написать доверенность на другого человека. Когда причиной нежелания делать диагностику является плохое состояние машины и невозможность отремонтировать, лучше совсем отказаться от ее использования. Ведь в этом случае никакая страховка не спасет от дорожной катастрофы.

Что будет в случае ДТП

Самые большие проблемы могут появиться у обладателя ОСАГО при отсутствии диагностической карты, если он попадет в аварию. Здесь вероятны два варианта развития событий:

● Фирма откажется возмещать ущерб на основании неверно оформленного полиса. Страховщик на заседании может сослаться на статью 166 Гражданского Кодекса РФ:

● Суд признает полис действующим, но в качестве причины аварии будет фигурировать неисправность машины. То есть автомобилиста, не прошедшего ТО и не имеющего диагностической карты, назовут виновным. В таком случае страховщик будет иметь право регрессного требования на основании пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО:

Купить ОСАГО все еще возможно и без диагностической карты. Но автомобилистам стоит понимать, что ТО и документ нужны ради собственной безопасности. Потому и нужно проходить процедуру, тем более требуется она не так уж часто.

Полезное видео

О том, как оформить ОСАГО и диагностическую карту без лишних затрат, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по телефону:

Это быстро и бесплатно !

Заплатить штраф за езду без техосмотра, да и еще нажить себе массу неприятностей вполне просто. Кому и сколько придется выложить за отказ от осмотра ТС?

Наложить штраф за езду на машине без страховки инспектор ГИБДД обязан. В 2017 году наказание существенное в России, повторный штраф выльется в приличную сумму, например, по сравнению с ездой без ОСАГО. Также накажут водителей на мотоцикле, в т.ч. без вписанной страховки.

Если установлен незаконно багажник, и ГИБДД инспектора стоят на дороге, то можно ожидать штраф. Имеет ли право сотрудник проверять багажник? Да, но с ограничениями. Существуют правила, как его регистрировать.

Как и за другие нарушения, предусмотрен также штраф за езду с просроченными правами. Накажут также водителей, которые забыли и продолжают управлять ТС с просроченной страховкой, полисом, удостоверением, ОСАГО, техосмотром.

Оформление ОСАГО без диагностической карты

Один из документов, необходимых владельцу авто для приобретения полиса ОСАГО, – диагностическая карта по результатам технического осмотра машины. Рассмотрим ситуации, при которых разрешается покупка ОСАГО без ТО, и возможные последствия попыток обойти требования закона.

Разрешается ли оформлять ОСАГО без карты техосмотра

В соответствии с действующими законодательными нормами, страховка без техосмотра разрешается, если:

  • автомобиль, в силу различных обстоятельств, освобождается от проведения технического осмотра;
  • речь идет о машине, с даты выпуска которой прошло не более трех лет, и не нуждающейся в техосмотре до окончания указанного периода. Срок исчисляется по дням;
  • договор автогражданки оформляется на трехтонный прицеп частного пользования;
  • на момент сделки по приобретению полиса ОСАГО диагностическая карта прошлого ТО продолжает действовать.

В остальных случаях страховая компания обязана потребовать у автовладельца предъявления диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра.

Важно! Если собственник авто просрочит ТО в период действия полиса ОСАГО, страховая организация вправе предъявить иск о возврате регресса при наступлении аварии по вине страхователя.

Указанное обстоятельство относится к следующим ТС:

  • легковым такси;
  • автобусам;
  • грузовикам, перевозящим пассажиров или опасные грузы.

В Законе «Об ОСАГО» сказано, что возможна выдача краткосрочного полиса на двадцать дней в следующих ситуациях:

  • чтобы проследовать к пункту ТО;
  • после покупки машины или получения прав собственности другим возможным способом, по пути в отделение МРЭО для регистрации авто.

Цена такого полиса обойдется в пределах двадцати процентов от годового договора. Временный договор позволяет владельцу заключить полноценный договор страховки на двенадцать месяцев, когда необходимая документация будет оформлена. Владелец не обязан страховать авто на весь год действия договора, оговорив с представителями компании период действия защиты.

Далее – об отдельных нюансах проведения ТО перед заключением договора ОСАГО.

Приобретение страхового полиса без диагностической карты, при формальной процедуре ТО

Многие страховщики предоставляют услугу ТО в качестве предшествующей приобретению полиса ОСАГО. Прибыв в офис, собственник предоставляет автомобиль к осмотру эксперту. В условиях представительства СК невозможно полноценно осмотреть автомобиль и убедиться в его исправном состоянии. Эксперт ограничивается беглым осмотром и несколькими фотографиями. Затем оформляется диагностическая карта и договор автогражданки.

Формально процедура законна, но определенные риски для клиента присутствуют.

Приобретение полиса ОСАГО без диагностической карты с документально оформленным техническим осмотром

Отдельные СК предлагают клиенту, вместе с полисом ОСАГО, сделать готовую диагностическую карту. При таком способе формального проведения ТО без фактического выполнения работ риски для владельца возрастают. Но если клиент имеет дело с престижной компанией, оснований для опасений существенно меньше.

С формальной точки зрения, закон не нарушается. Но если водитель с такой диагностической картой окажется виновником ДТП и в ходе обследования авто выяснится, что причиной аварии стала неисправность, пропущенная «бумажным» проведением ТО, в результате страховая компания может предъявить регрессное требование клиенту, оказавшемуся виновному в ДТП.

Доказать, что диагностическая карта получена непосредственно в представительстве страховой организации, возможно далеко не всегда. Этот документ выдается от лица фирмы, заключившей договор о сотрудничестве со страховщиком. При разбирательстве СК останется в стороне. Клиенту придется за свой счет возмещать убытки на ремонт автомобиля или выплачивать компенсацию пострадавшей стороне.

Купить страховку ОСАГО без диагностической карты онлайн

Если полис ОСАГО приобретается в электронном виде, через интернет, клиенту не потребуется предоставлять документальное подтверждение проведения ТО. Страховщик получает информацию из государственных служб и единой базы РСА, куда вносятся данные об авто и владельцах, включая результаты ТО с реквизитами диагностической карты.

Купить ОСАГО без диагностической карты в представителя страховщика с пустым бланком ТО

Некоторые страховые компании сотрудничают со специализированными организациями, проводящими техосмотр. После оформления ОСАГО клиента направляют на такой пункт ТО, вручив незаполненный бланк диагностической карты. Но не все водители настолько дисциплинированы, чтобы после завершения процедуры страхования посетить станцию техосмотра.

Последствия подобного пренебрежения требованиями закона не замедлят сказаться при проверке водителя представителями ГИБДД или в ходе расследования ДТП (не обязательно по вине клиента).

Получить автогражданку без технического осмотра посредством поддельной диагностической карты

Страхование онлайн – удобная форма покупки ОСАГО, без навязывания дополнительных услуг клиенту, с возможностью обращения онлайн непосредственно в представительство страховой компании, минуя посредников.

Сведения о выданных диагностических картах с данными о результатах ТО подаются лицензированными компаниями, проводящими технический осмотр, в единый электронный реестр РСА. Если клиент попытается предъявить фальшивый документ при заключении договора ОСАГО, обман будет выявлен после соответствующей проверки по базе Российского Союза Автостраховщиков.

Если страховщик выдаст автогражданку по поддельным документам ТО, не стоит рассчитывать на возмещение ущерба в ходе ДТП или получения компенсации после страхового случая по вине другого водителя.

В подобных ситуациях страховая компания, ссылаясь на нарушение правил клиентом, в одностороннем порядке разрывает договор. Владелец авто не сможет отстоять права в суде, поскольку виновен в фальсификации диагностической карты.

Возможны следующие выводы судебной инстанции по итогам такого разбирательства:

  • если удастся доказать, что страховщик намеренно заключил договор, зная о фальсификации сведений о ТО, возмещение будет выплачено. Но впоследствии клиенту не избежать регрессного требования от страховой компании;
  • полис ОСАГО признают ничтожным. Виновному придется возмещать ущерб пострадавшим из собственного кармана при полной ответственности за допущенную аварию.

Ни одна из представленных возможностей не в пользу автолюбителя, прибегнувшего к фальсификации диагностической карты.

Последствия покупки страхового полиса без технического осмотра

КоАП предусматривает наложение административного штрафа за езду при отсутствии действующей карты техосмотра на сумму от 500 до 800 рублей владельцам следующих категорий транспорта:

  • легковушек, используемых в качестве такси;
  • автобусов;
  • грузовых автомобилей, приспособленных для перевозки восьми и более пассажиров, исключая размещенных в кабине;
  • ТС, перевозящих опасные грузы.

Владельцы остального вида транспорта, включая легковые авто, могут столкнуться с такими ситуациями:

  • судебной отменой заключенного договора ОСАГО;
  • отказом в выплате возмещения или значительного снижения суммы компенсации, если клиент пострадает в ходе аварии;
  • необходимостью возврата регресса страховщику за выплаты потерпевшим в результате аварии по вине клиента.

Кроме клиента, в данной ситуации внеочередной проверки не избежать страховой компании. Если будут выявлены нарушения закона, возможны санкции, от значительных штрафов до отзыва лицензии.

Желающие сэкономить на незначительной сумме, застраховав авто без прохождения технического осмотра, серьезно рискуют остаться без выплаты по страховому случаю. Если автомобиль нуждается в прохождении ТО, закон запрещает оформление полиса ОСАГО без действующей диагностической карты.


Как оформить ОСАГО онлайн без диагностической карты

Чтобы получить законное право на вождение автомобиля по дорогам общего пользования, мало купить машину и окончить курсы автошколы. Нужно получить гарантии, что транспортное средства находится в рабочем состоянии и не несёт угрозы окружающим, пассажирам, водителю. Для этого автомобиль проверяют эксперты в установленные законом сроки. А чтобы владелец имел стимул регулярно предъявлять им своё авто, законом установлено, что обязательное страхование возможно только после выдачи заключения об исправности всех систем.

Это заключение оформляется в виде диагностической карты транспортного средства. Эксперты составляют отчёт о проверке более полусотни параметров автомобиля в двух экземплярах, заверяют своей подписью и печатью. Периодичность осмотра составляет от полугода до двух лет:

  • диагностическая карта на новые авто оформляется через три года службы и обновляется каждые два года;
  • средства по перевозке пассажиров подлежат осмотру каждые шесть месяцев;
  • автомобили старше семи лет следует предъявлять на экспертизу раз в год.

Возить диагностическую карту в бардачке не обязательно. В случае утери можно обратиться за дубликатом к любому из официальных представителей системы обязательного ТО. Каждой диагностической карте присваивается уникальный номер. В верхнюю часть бланка заносится срок окончания её действия. К этой дате автомобиль должен пройти очередной техосмотр.

Если эксперты выявляют неисправность, влияющую на безопасную эксплуатацию, автомобиль необходимо отремонтировать и вновь предъявить для техосмотра в течение двадцати дней.

Что изменилось в 2017 году

Коренные изменения для автомобилистов начались с вступлением в силу ФЗ № 170 от 01 июля 2011 года «О техническом осмотре». В последующие годы закон был изменён и дополнен. Актуальная версия подразумевает:

  • упразднение талона о техосмотре. Раньше его предъявляли «гаишникам» по требованию, при необходимости подтвердить, что автомобиль годится для эксплуатации и безопасен для людей и транспорта в потоке.
  • оформление диагностической карты до регистрации авто и до выписки полиса ОСАГО. К страховщикам перешла обязанность отслеживать наличие действующей диагностической карты. Таким образом, сотрудник ГИБДД больше не уполномочен требовать заключение экспертов о состоянии автомобиля. Диагностическую карту следует предъявить страховщику при покупке полиса автогражданки. Если машина переходит к другому владельцу в период действия карты, последнему нет надобности переоформлять/продлевать её. Документ действителен до истечения срока, указанного в нём изначально.
  • появление уполномоченных экспертов. Поэтапно право выдавать диагностическую карту с прописанными в ней выводами о состоянии транспорта перешло в ведение специальных организаций. Аккредитованные операторы технического осмотра не только содержат штат сотрудников, подтверждающих сертификатами квалификацию, достаточную для проведения ТО, но и имеют в своём распоряжении перечень необходимого оборудования. Список допущенных к экспертизе организаций вывешен на сайте Российского союза автостраховщиков. При выдаче каждой диагностической карты сотрудники оператора ТО вносят данные о ней в единую электронную систему. Поэтому при утрате бумажной версии документа его нетрудно восстановить. Легко, но не бесплатно: за повторную выдачу необходимо вновь оплатить госпошлину. Сведения хранятся в информационной базе техосмотра (ЕАИСТО) пять лет. Экземпляр бумажного бланка оператор обязан держать в архиве три года.
  • автовладелец имеет право обратиться к любому оператору, где ему удобно предъявить автомобиль. Больше нет привязки техосмотра к месту регистрации.

В диагностической карте указывается VIN-номер транспортного средства, а не данные госномера. Поскольку процедура поменялась в корне, теперь техосмотр предшествует выписке полиса ОСАГО. И только после этого законопослушный гражданин имеет право поставить машину на учёт. А как происходит на практике?

Посмотрите видео о получении ОСАГО без ТО

Когда можно обойтись без ТО

Для оформления диагностической карты требуется паспорт, ПТС и немного времени. На деле некоторые автомобилисты задаются вопросом, можно ли пренебречь процедурой техосмотра. Услуга-то платная. Законных варианта для российского авто три:

  • машине не исполнилось трёх лет на момент оформления ОСАГО; новому легковому автомобилю, только что покинувшему площадку автосалона, осмотр понадобится только к концу третьего года эксплуатации (если это не такси). До этого момента покупка полиса ОСАГО и постановка машины на учёт будет происходить без диагностической карты;
  • автомобиль был приобретён у другого владельца с действующей диагностической картой;
  • будет оформляться краткосрочный полис максимум на 20 дней для транзита (в конечном пункте придётся пройти процедуру наравне со всеми автомобилистами).

Есть ещё одно правило, противоречащее принципу безопасности на дорогах: на машины, зарегистрированные в других государствах, требование обязательного осмотра и экспертизы всех узлов на предмет исправной службы, не распространяется.

Существуют и полулегальные способы оформления ОСАГО. Они заключаются в том, что компания делает экспертизу состояния автомобиля формально, ограничившись фотографированием и визуальным осмотром. Диагностическая карта при этом выписывается и передаётся владельцу. «Услуга» обходится автовладельцу дешевле, времени занимает меньше. Минус такого подхода: собственник машины не имеет объективной информации об исправности всех систем и узлов «железного коня». Машина превращается в реальный источник повышенной опасности.

Другой подход заключается в уловке страховщика: после вступления в силу закона о техосмотре некоторые страховые компании не перестали выписывать полис ОСАГО в привычном порядке. На руки клиенту при этом выдаётся бланк диагностической карты под «честное слово», что водитель пройдёт техосмотр в кратчайшие сроки в уполномоченных организациях. Если страхователь не удосужится этого сделать, сведения о его автомобиле не появятся в единой информационной системе. Но полис будет продолжать действовать. Во всяком случае, до первой неприятности на дороге, клиент будет думать, что поступил разумно. Страховая компания постарается отказать в выплате, если автомобилист не успел или передумал делать ТО.

Третий подход лежит вне правового поля: подделка документов (диагностической карты или полиса) карается по закону, так как является мошенничеством. «Липовую» карту обнаружат уже в момент оформления полиса, так как страховщик может свериться с данными ЕАИСТО. Представитель страховой компании имеет полное право отказаться от выдачи ОСАГО (статья 15 Федерального Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОАГО»).

Оформление ОСАГО онлайн без прохождения техосмотра

Несколько лет назад полисы ОСАГО стали доступны для онлайн оформления (лето 2015 г., соответствующие изменения в Закон «Об ОСАГО»). А в текущем году инновации в «Законе об обязательном страховании» обязывают каждого страховщика дать возможность страхователю самому выбрать, оформлять полис в бумажном виде или купить на сайте онлайн. Е-полис (электронный полис) имеет все права наравне с бумажным, если он оформлен без ошибок, опечаток и на основании достоверной информации. Теперь автовладельцу даже не требуется распечатывать бумажную версию и возить с собой. Инспекторы ГИБДД обязаны иметь доступ к единой базе для проверки наличия ОСАГО.

Онлайн оформление договора автогражданки стало ещё одной возможностью обойти требования по обязательному предъявлению машина на осмотр и экспертизу. При выписке электронного полиса сканы документов не направляются, а значит, нет контроля за тем, имеется ли на самом деле у клиента на руках заключение эксперта; и если оно есть, сколько ему осталось действовать. Если у клиента был оформлен полис, данные по нему внесены в базу РСА и продление можно сделать в виртуальном кабинете на сайте страховой компании, даже если срок действия диагностической карты истекает.

Можно оформить обычный бумажный полис в интернете на сайте брокера. Оплата происходит по карте, а документы привозит курьер. Предъявлять удостоверение личности или диагностическую карту не требуется.

Впрочем, «нестыковки» в законодательстве, его несовершенство выйдут боком автолюбителю.

Если у участника ДТП нет диагностической карты

Страховщики, по большому счёту, заинтересованы выписать как можно больше полисов. А при несоблюдении озвученных при оформлении условий, всегда готовы оспорить легитимность документа. Полис на виновника аварии, выписанный с нарушением законодательства, не станет финансовой защитой для клиента. Если диагностики состояния транспортного средства не производилось, доказать, что на момент ДТП машина была полностью исправна, управляема и безопасна для окружающих автомобилей и людей, не удастся. Виновника ДТП, сэкономившего на процедуре официального осмотра у оператора, ждут ещё большие траты и судебные издержки. А суд и страховщик склонны видеть виноватого именно в том автолюбителе, который не выполнил требование закона проверить авто «от и до» и в срок.

Страховая компания может выплатить пострадавшему компенсацию, но направить встречный иск для возмещения своих расходов к виновнику. Регрессные дела – один из законных способов для страховых юристов снизить уровень выплат компании, если найдётся лицо, послужившее виновником наступления страхового случая. Так экономия незначительной суммы приведёт к серьёзному ущербу для бюджета автомобилиста.

Если же страховщик выяснит, что клиент, получивший полис «под честное слово», так и не отправился в кратчайший срок делать ТО у аккредитованного эксперта, компания признает документ недействительным за нарушение существенных условий договора. Возврат денежных средств при этом не предусмотрен. Пострадавший не получит ничего и вполне может потребовать компенсации от второго водителя.

Заключение

Процедура прохождения техосмотра изменилась, но не перестала носить обязательный характер. Контроль за соблюдением сроков ТО переложили на страховщиков. Теперь результаты осмотра нужно предъявлять реже, а диагностическую карту не нужно возить с собой. Но желание сэкономить на комплексной экспертизе транспортного средства, в том числе путём оформления полиса ОСАГО онлайн, поставит в невыгодное положение автовладельца. Он становится нарушителем законного порядка, а после ДТП его ждут по-настоящему серьёзные финансовые потери.

Можно ли получить полис ОСАГО без диагностической карты

Закон №40 об автостраховании предписывает оформление полиса гражданской ответственности лишь после прохождения техосмотра и получения диагностической карты, так как она значится в перечне обязательных документов. Это правило не распространяется на новые авто младше 3 лет.

Но в законе можно найти и другие лазейки, чтобы оформить полис ОСАГО без техосмотра. О них и пойдет речь в данной статье.

Когда можно оформить полис без техосмотра

На совершенно законных основаниях избежать прохождения ТО можно в следующих случаях:

  1. Воспользовавшись исключением, прописанным в статье 15 закона №170 «О техосмотре ТС» – ТО не требуется для транспортных средств, не подлежащих техосмотру. Сюда входят:
    • прицепы до 3,5 тонн;
    • новые авто, т. е. не старше 3 лет (отчет ведется в годах, а не по дням, не по дате покупки или получения ПТС);
    • авто, в отношении которых ещё действует полученный ранее талон осмотра.
  2. Получив «временный» полис – страховка без диагностической карты предоставляется на 20 дней, чтобы дать возможность владельцу проследовать до места проведения ТО. Данный пункт введен в законодательство, чтобы предоставить гражданам право выбора организаций-техоператоров, а не вынуждать пользоваться исключительно услугами тех, кто работает рядом со страховщиком или отделом ГИБДД.

Описанные случаи совершенно законны, иных допущений в нормативных актах не предусмотрено, но есть лазейки, которые возникли из-за разницы в сроках действия диагностической карты и полиса ОСАГО.

  1. Некоторые страховые компании используют хитрые уловки, чтобы снять с себя финансовую ответственность при наступлении страхового случая. Так, сам страховщик может помочь вам оформить ОСАГО без диагностической карты, чтобы после ДТП заявить, что страхователем не соблюдены пункты договора ОСАГО, и отказать в выплате. А с себя страховщики снимают ответственность перед законом, предоставляя некое направление на техосмотр, которое действует до 5 дней. Если вы им не воспользуетесь, хитрый план по избеганию страховых выплат окажется успешно реализованным. Закон дает возможность страховщику предоставить такое уведомление, если срок действия предыдущего полиса и диагностической карты заканчивается одновременно. Направление выдается вместе с новой незаполненной до конца картой ТО. Если вы идете на поводу у недобросовестного страховщика и не проходите в указанный срок техосмотр, вы возлагаете на себя весь финансовый груз по возмещению убытков в случае ДТП. Смысл в приобретении полиса ОСАГО теряется.
  2. С 2015 года купить полис ОСАГО можно через интернет. Такой способ оформления страховки осуществляется без предоставления всех необходимых документов. Способом подтверждения указанной клиентом информации становятся база Российского союза автостраховщиков. Поэтому обойтись без прохождения техосмотра можно, только если срок действия предыдущей диагностической карты ещё не истек, но вот-вот завершится. Обратиться к страховщику можно вплоть до самого последнего дня действия «талона» ТО.

Пользоваться разными лазейками можно, но в этом нет смысла, поскольку техосмотр проводится ради безопасности самого водителя, его пассажиров и других участников движения. Последствия опрометчивых сиюминутных решений будут такими же, как и в описанном выше случае.

Следующую группу «возможностей» можно отнести к незаконным методам оформления страховки:

  1. Среди многочисленных операторов всегда найдется фирма, готовая выдать диагностическую карту без осмотра автомобиля. Такой техосмотр иначе, чем формальным не назовешь.
  2. И последнее средство, воспользоваться которым может позволить себе далеко не каждый водитель – покупка фальшивого полиса ОСАГО.

Оформление ОСАГО без диагностической карты

Итак, рассмотрим, как воспользоваться законными методами и лазейками. А заодно разберем преимущества и недостатки каждого из перечисленных выше способов и узнаем, чем грозит отступление от «буквы закона».

Купить е-ОСАГО без техосмотра

Поскольку практике известны случаи утери диагностической карты, закон предусмотрел возможность оформить страховку без предоставления документов, чтобы водители не ездили на авто без полиса, в том числе и за дубликатом талона техосмотра. Купить ОСАГО без предоставления техосмотра и других документов можно через интернет.

Дистанционно оформить полис можно через множество онлайн-сервисов, разработанных посредниками. Но есть риск получить фальшивый документ или потерять деньги, так и не получив оплаченный договор страхования.

К данному способу можно прибегнуть в крайнем случае, например, если вы приобретаете авто на короткое время (планируете его перепродать). Также советуем оплачивать покупку после доставки полиса курьером.

Страховка на 20 дней без ТО

В жизни автовладельцев возникает множество сложных ситуаций, и порой, сложности вызывают жесткие законодательные нормы. Но после бесчисленных споров и судебных разбирательств в законах появляются отступления от правил. Так появилась возможность оформления «временной» страховки, которая защищает на 20-дневный срок. В связи со специфическим назначением такую страховку ещё называют транзитной. Она выдается только в случае необходимости проследовать:

  • до места регистрации только что приобретенного автомобиля (в желаемое отделение МРЭО ГИБДД);
  • к выбранному оператору для проведения первичного или вторичного техосмотра (раньше автовладельцам приходилось вызывать эвакуатор и с его помощью доставлять автомобиль к пункту осмотра, чтобы исключить езду без ОСАГО и не получить штраф).

Регистрируя автомобиль, собственник обязан предоставить «полноценную» страховку, т. е. выданную на год или несколько месяцев. А значит, техосмотр проходить все равно придется, но позже. Кроме лишних трат на транзитную страховку (около 20% от стоимости «годового» полиса ОСАГО) и некоторой отсрочки, данный способ ничего не дает. Хотя смотря какие тарифы установлены у местных страховщиков. В некоторых случаях действительно выгодно проследовать с временным полисом до «своего» страховщика и уже там, по приемлемым ценам, оформить все необходимые документы.

Нововведения в законе (поправки в законе №40 действуют с 2012 года) предоставляют возможность автовладельцам воспользоваться правом выбора места регистрации и центра техобслуживания. Но это не дает возможности избежать оформления диагностической карты и полиса ОСАГО.

Приобретение формального техосмотра

Получить диагностическую карту можно без предоставления автомобиля для осмотра. Бланк заполняется только по документам на ТС. За формальным техосмотром обращаются обычно к недобросовестным операторам. К сожалению, такие «эксперты», которые готовы за дополнительную плату закрыть глаза на возможные серьезные дефекты в автомобиле, находятся практически в каждом городе страны.

Если прибегаете к незаконному методу проведения техосмотра, проследите, чтобы не совсем добросовестная фирма хотя бы занесла данные об авто в базу ЕАИСТО. Иначе заключить договор страхования вам так и не удастся. Сотрудники страховой компании обязаны не столько ознакомиться с диагностической картой, сколько проверить информацию о пройденном техосмотре по базе.

Получение фальшивой диагностической карты

Самым незаконным из названных является способ получения ОСАГО с помощью предоставления формальной диагностической карты, а также покупка фальшивого полиса. Если фальшивка сделана так, что её не отличить от подлинника, то такой бланк сгодится, чтобы спокойно проезжать посты ГИБДД.

Сложнее получить настоящий полис по подделанной карте – каждый страховой агент обязан проверить её по электронной базе. Операторы, продающие за копейки «филькину грамоту» не могут занести её реквизиты в ЕАИСТО. Но, как и среди недобросовестных фирм-техоператоров, среди страховых агентов также находятся персоны, готовые закрывать на всё глаза.

Отвечать перед законом за предоставление фальсифицированных документов придется не только их создателям, но и автовладельцам, которые приобрели фальшивку и воспользовались ею. Помимо уголовной ответственности, приобретение фальшивки грозит финансовыми потерями в случае аварии.

Последствия использования страхового полиса без техосмотра

Рассмотрим три варианта негативного развития событий:

  1. Если страховка была оформлена без действующей, подлинной диагностической карты, то в случае ДТП нести всю ответственность перед третьими лицами придется не страховщику, а автовладельцу. Даже если страховщик будет вынужден выплатить за виновника сумму ущерба, за компанией останется право через суд потребовать с нерадивого клиента своих расходов (т. е. предъявить регрессивные требования). Требования могут быть выставлены оператору техосмотра, если имеются доказательства, что эксперт не отразил в диагностической карте серьезную неисправность, которая привела к наступлению страхового случая.
  2. Если срок действия техосмотра истечет раньше, чем у договора ОСАГО, в случае ДТП страховая выплатит нужную для погашения нанесенного ущерба сумму, но сможет предъявить регрессивные требования к водителю. В ходе судебного разбирательства страховщику будет проще отстоять свои интересы, поскольку владелец ТС, не прошедшего техосмотр, как правило, признается виновником ДТП. Исправность автомобиля без действующей диагностической карты доказать не представляется возможным. Ответственность владельца ТС будет восприниматься ещё острее, если речь идет о попавшем в аварию такси, автобусе, маршрутке или грузовом авто, перевозящем опасные грузы.
  3. Если в течение срока действия полиса страховой случай не наступает, но факт отсутствия действующей диагностической карты оказывается обнаруженным, договор между клиентом и страховой аннулируется.

По объективным оценкам экспертов, лазейки в законе, позволяющие оформлять полис без техосмотра, создают невыгодные для автовладельца последствия. Страхователь нарушает одно из главных условий договора ОСАГО и лишается выплат, а полис признается фальшивым. При этом водитель может понести и административное наказание за управление ТС без положенных документов. А помимо этого в отношении владельца автомобиля может быть возбуждено уголовное дело по факту использования подложных документов. Выгоднее и надежнее оформлять страховку в соответствии со всеми требованиями законодательства.

Данная статья ни в коем случае не является призывом к совершению противозаконных действий. Как застраховать свою ответственность, каждый решает сам для себя. Мы же, в свою очередь, напротив, обращаем ваше внимание на то, что осмотр состояния машины производится не ради страховой компании, а ради собственной безопасности. Оформлять договор ОСАГО без техосмотра как минимум неразумно, но также рискованно и не выгодно.

Читайте также:  Запрет на регистрационные действия автомобиля судебными приставами
Ссылка на основную публикацию